(Владимирской и Суздальской епархии), в г. Суздале Владимирской обл. Основан в нач. XIII в. Точное время и обстоятельство устроения Е. м. неизвестны, летописных сведений об этом не сохранилось. Принятая в исторической лит-ре дата основания - 1207 г. впервые и без ссылки на источники приведена в сочинении ключаря Богородице-Рождественского собора А. Фёдорова XVIII в. «Историческое собрание о Богоспасаемом граде Суздале»: «Монастырь девич Положения Ризы Пресвятыя Богородицы древняго строения, построенный в лето 6715 (т. е. 1206-1208 гг.- А. М.) близ стены, что в старый по кремле земляный вал» (Фёдоров. 1855. С. 56-57).
Е. м. известен прежде всего как место иноческих подвигов в 1-й пол. XIII в. прп. Евфросинии Суздальской, предания о к-рых и чудеса, современные агиографу, впервые записал насельник Евфимиева суздальского монастыря инок Григорий в XVI в. Преподобная была канонизирована предположительно в 1576 г., мощи обретены 18 сент. 1698 г. В наименовании мон-ря имя святой появляется, очевидно, с посл. четв. XVI в.
Существование Е. м. в XIII в. косвенно подтверждается результатами археологических раскопок, проведенных в 1990-1991 гг. под рук. М. В. Седовой: установлено, что на рубеже XI и XII вв. в районе обители находился курганный могильник, на месте к-рого с сер. XII в. была улица, застроенная усадьбами посадских. В нач. XIII в. происходит перепланировка участка, улица исчезает. По мнению Седовой, это произошло в связи с основанием прп. Евфросинией рядом с Е. м. Троицкого мон-ря для пострига «мужатых жен» (Седова. 1997. С. 141-143). В 1764 г. Троицкая обитель была упразднена, а ее насельницы переведены в Е. м., Троицкая ц. бывшего мон-ря стала приходской и приписывалась к Е. м. дважды: с нач. 40-х гг. XIX в. до 1851 г. и с 6 нояб. 1871 г. до упразднения мон-ря в 1923 г.
Согласно Житию прп. Евфросинии сер. XVI в., Е. м. стоял «под стеною градною». В писцовой книге Суздаля 1627-1629 гг. М. Трусова и подьячего Ф. Витовтова местоположение обители обозначалось так: «В Суждале на посаде, идучи от острожной осыпи к Спасскому монастырю большею улицею на леве монастырь преподобные княжны Евфросинии Суждальские». В «Историческом собрании...» уточняется, что Е. м. находился к северо-востоку от кремля и соборной церкви и отделялся рвом от городских стен. В наст. время Е. м. расположен в центре Суздаля.
Очевидно, Е. м. неоднократно разорялся татар. «ратями» в XIII-XV вв., а также поляками, запорожскими казаками и рус. изменниками в период Смуты нач. XVII в. В 1764 г. Е. м. был причислен ко 2-му классу. Обитель неоднократно горела, в т. ч. в 1719, 1766 и 1901 гг. В 1899 г. к Е. м. приписан бывший до того мужским суздальский во имя свт. Василия Великого мон-рь. 16 мая 1913 г. Е. м. посетили святые имп. Николай II и вел. княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия.
(игумения и 51 старица) впервые упоминаются в писцовой книге Суздаля 1627-1629 гг. Столько же насельниц и еще 20 безместных стариц проживало в мон-ре в сер. XVII в., бельцов было 2 попа, диакон и просвирня. В 1700 г. в Е. м. числились игумения и 72 старицы, по ведомости Коллегии экономии 1739-1741 гг.- настоятельница, 55 монахинь (2 церковницы, 7 крылошанок, 2 в пономарской должности, 2 трапезницы, просвирня, 6 звонарок, вратница, 34 рядовые), а также бельцы (2 попа, диакон) и белицы (вдова и «девка»). В 1763 г. в Е. м. значились игумения, 21 монахиня, 8 белиц «на монастырских порциях», 102 послушницы на собственном пропитании, а также бельцы (2 попа, диакон, 2 пономаря, дворник). При мон-ре проживал женатый отставной поручик. По табели 1795 г. штат Е. м. состоял из игумении, казначеи и 15 монахинь, но реально в мон-ре жили 2 игумении (одна на покое «за старостию и слепотою»), казначея, 14 монахинь и белица. Одной из сестер, мон. Маргарите (Ильиной), было 102 года. В 1811 г. в Е. м. находились казначея, 13 монахинь, 2 девицы на монашеской вакансии и 88 сверхштатных белиц на собственном содержании; в 1815 г.- казначея, 13 монахинь, 2 девицы на монашеской вакансии, а также сверхштатные 160 белиц и 4 служителя. По штату 1867 г. было положено 17 насельниц, реально проживали 14 монахинь и 58 указных послушниц; в 1901 г.- 17 монахинь, 12 сверхштатных, 13 рясофорных послушниц, 60 послушниц, живших по указным предписаниям, и 79 послушниц - по паспортам. На 1914 г. в Е. м. числились 17 штатных монахинь, 22 сверхштатные, 80 «живущих по паспорту», 68 указных рясофорных послушниц. С 1883 г. материальное благосостояние позволило ввести в мон-ре общую трапезу, в 80-х гг. XIX в. были организованы золотошвейная мастерская, образцовое молочное хозяйство.
В Е. м. почитались: с XIII в.- прп. Евфросиния Суздальская, позднее - блж. Евдокия Суздальская (Ɨ 1776), блж. Марфа (Сонина; Ɨ 10 авг. 1803). В 60-х гг. XVIII в. в Е. м. проживала мон. Иоанна, мать еп. Суздальского и Юрьевского Геннадия (Драницына). Много потрудились управлявшая обителью с 1874 г. игум. Серафима (Лотова) и последняя (перед закрытием в XX в.) игум. Серафима (Селиванова).
В нояб. 1906 г. в связи с появившимися у московской полиции агентурными сведениями о намечающемся ограблении Е. м. насельницы получили разрешение на владение 6 револьверами.
Собор в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы впервые упоминается в писцовой книге Суздаля 1627-1629 гг.: «На монастыре церковь каменная Ризоположения Пречистыя Богородицы да придел благоверныя княжны Евфросинии Суждальские». Однако точная дата постройки храма и придела неизвестна, в писцовой книге сообщается, что это «строение прежних государей и ныняшняго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Руси».
Исследователи расходятся в датировке собора: от 20-х гг. XVI в. до 2-й пол. XVI в. Г. К. Вагнер без ссылки на к.-л. источники датировал возведение собора 20-ми гг. XVI в. (Старые рус. города / Автор-сост.: Г. К. Вагнер. М.; Лпц., 1988. С. 394), М. А. Ильин, П. Н. Максимов, В. В. Косточкин - 30-60-ми гг. XVI в. (История рус. иск-ва / Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1955. Т. 3. С. 363). Н. Н. Воронин, также датировавший собор 20-ми гг. XVI в., указал на возможное ктиторство фаворита вел. кн. Василия III Иоанновича И. Ю. Поджогина. Трехглавие собора ученый объяснял ориентацией на кремлевский Рождественский собор Суздаля, рухнувший к этому времени (Воронин. 1958. С. 196, 200). И. В. Арзамасцев предположил, что было 2 этапа строительства собора: возведение - в 20-х гг., перестройка - во 2-й пол. XVI в. (Арзамасцев И. В. Ист. справка о Ризоположенском мон-ре в г. Суздале // ВСНРПУ. 1986. Архив № 17402). А. Д. Варганов датировал постройку собора ок. 1580 г. и предположил участие в сооружении храма новгородских мастеров, «быть может из числа тех «сведенных» новгородцев, которые в большом количестве были поселены Иваном IV в Суздале» (Варганов. 1944. С. 28-29); позже он пришел к выводу, что собор возвели к сер. XVI в. (Он же. 1971. С. 74). В. В. Косаткин, Н. Н. Ушаков, М. Ф. Достоевский и В. Т. Георгиевский относили строительство ко 2-й пол. XVI в. (Косаткин. 1906. С. 249-251; Ушаков. 1913. С. 31; Достоевский. 1917. С. 30-38; Георгиевский. 1900. С. 49), В. В. Седов - к 70-м гг. XVI в. (Седов. 2000. С. 187-190).
К событиям в Суздале, современным возведению Ризоположенского собора в 20-х гг. XVI в., нек-рые исследователи относят окончание строительства в Покровском мон-ре (1518), начало разборки руин 3-главого и 3-портального кафедрального Рождественского собора XIII в. (1528) и строительство Преображенского собора в Евфимиевой обители. Эти события произошли в период управления Суздальской епархией еп. Геннадием (1517-1531), иерархом, близким к вел. кн. Василию III. О том, что Е. м. был скорее всего известен великокняжеской семье, свидетельствует сохранившийся покров, вероятно на гробницу прп. Евфросинии Суздальской, на к-ром святая изображена в рост и без нимба. Покров, изготовленный в мастерской вел. кнг. Соломонии Юрьевны, 1-й супруги вел. князя, по художественной стилистике близок к покровам на раки прп. Пафнутия Боровского нач. XVI в., прп. Кирилла Белозерского 1514 г., свт. Леонтия Ростовского 1514 г., прп. Сергия Радонежского 1525 г. (Рус. прикладное иск-во XIII - нач. XX в. М., 1982. С. 151; Антонова. 1966. С. 28). Этот вклад в мон-рь, вероятно, следует датировать 1-й четв. XVI в. Он, очевидно, связан с молением великокняжеской четы «чадородия ради» «неплодной» вел. княгини. Тем же мотивом могло объясняться и строительство каменного Ризоположенского собора над мощами прп. Евфросинии (в миру Феодулии), вымоленной в свое время ее родителями. Однако письменные источники, позволяющие датировать собор мон-ря, отсутствуют. Приведенные выше косвенные исторические данные не позволяют определить датировку собора, т. к. отсутствуют конкретные сведения о вкладах вел. князя, данных на сооружение храма, или о льготах обители. Архитектурные формы служат главным документальным источником.
В наст. время существует единственная аргументированная версия датировки собора, принадлежащая Вл. В. Седову. Ближайшими аналогами трехглавия собора Е. м., по его мнению, являются соборы Клопского (1562-1569) и тихвинского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (кон. XVI в.) мон-рей, а также церковь в дер. Каменные Поляны (70-е гг. XVI в.). Сомкнутый свод на распалубках близок к конструкции сводов в зап. помещениях трапезных тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы (1581-1583) и Александрова Свирского (датируется Седовым 70-80-ми гг. XVI в.) монастырей. Трехапсидными были все 4- и 6-столпные новгородские храмы, построенные после 30-х гг. XVI в. Именно их вид воспроизводит объемная и фасадная композиция бесстолпного Ризоположенского собора Е. м. Разумеется, трехглавие и трехапсидность, «которые в XVI в. были столь же характерны для Новгорода, как и для Москвы, могли все же появиться и под влиянием суздальских памятников (и, прежде всего, трехглавого собора Покровского монастыря нач. XVI в.). При этом ни конструктивно, ни, тем более, декоративно Ризоположенский собор и эти памятники никак не соприкасаются» (Седов. 2000. С. 190-191). Особенности же постановки малых глав над апсидами на взаимно опирающихся арках отмечаются исследователем как уникальные. К формам архитектуры Сев.-Вост. Руси Седов относит только колонки, разделяющие апсиды (оригинальная трактовка колонок московского Успенского собора), и фигуры зверей (навеяны львами из капителей порталов Рождественского собора в Суздале 1222-1225). Остальные декоративные формы - порталы собора, окна в арочных нишах, пояса 5-угольных ниш и двойных килевидных арочек - относятся, по его мнению, к новгородской школе XVI в. «По трактовке, утрированному и даже огрубленному характеру декоративных форм» (Там же. С. 193) Ризоположенский собор особенно близок все к тем же трапезным церквам тихвинского Успенского и Свирского монастырей. Подтверждением датировки служит и оригинальная система перекрытия - попытка интерпретации крещатого свода, получившего распространение в столичной архитектуре в 50-60-х гг. XVI в. Однако очевидно, что эти архитектурные формы не могли появиться в Суздале раньше, чем они сформировались в Москве и появились в Новгороде. В целом датировка 70-ми гг. XVI в. представляется убедительной; заказчиком в таком случае мог выступить еп. Суздальский Варлаам, управлявший епархией с 1570 по 1584 г. Впрочем, архитектурные сопоставления не исключают и более широкой датировки Ризоположенского собора - сер.- 2-й пол. XVI в., к-рая не противоречит содержанию обеих редакций Жития прп. Евфросинии XVI в. В этих текстах не сообщается о наличии или строительстве в Е. м. собора с придельной церковью.
Собор сложен из кирпича и представляет собой бесстолпный 3-главый 3-апсидный храм средних размеров (12×12,5 м без апсид). Четверик перекрыт сомкнутым сводом на крестообразных распалубках; расположение их с повышающейся щелыгой напоминает храмы с крещатым сводом 2-й пол. XVI в. (Там же. С. 188). В вершине свода «вырезан» подкупольный квадрат, от к-рого с помощью парусов осуществляется переход к световому барабану. Малые световые барабаны, расположенные над боковыми компартиментами алтаря, поддерживаются взаимно опирающимися арочками. Алтарное пространство отделено кирпичной преградой (средняя часть восстановлена при реставрации), поднимающейся примерно на половину его высоты; выше открываются 3 арочных проема. «Внутреннее пространство собора подчинено одной цели: создать впечатление осененности, своеобразного балдахина, поднимающегося примерно с одного уровня и прерванного в вершине подкупольным прямоугольником. Распалубки зрительно повышают свод, мягкие очертания лотков и распалубок создают иллюзию купольного венчания. Основание барабана выделено по сторонам света направляющими распалубками, образующими некое подобие рукавов креста» (Там же).
Пространство алтаря просторно, вост. часть его оканчивается 3 апсидами, сев. полукружие к-рых служит помещением для жертвенника, южное - для диаконника. Согласно описанию, к нач. XX в. престол собора был устроен на 4 дубовых столбах, верхняя дубовая доска покрыта холщовой срачицей, антиминс на престоле холщовый, освящен 31 окт. 1757 г. митр. Суздальским Сильвестром (Гловатским). Сохранявшаяся до закрытия храма роспись выполнена маслом в 1840 г. мещанином г. Переславля-Залесского Егором Васильевым с сыном Павлом.
Главы собора, а также малые барабаны были уничтожены в 30-х гг. XX в. При реставрации 1962-1963 гг., проведенной по проекту О. Г. Гусевой, малые барабаны были реконструированы по фотографиям, вместо луковичных глав были сделаны шлемовидные. Барабаны цилиндрические, главный расположен по центру, малые сильно сдвинуты к востоку; все они украшены поясом двойных килевидных нишек. Собор имеет позакомарное покрытие - по 3 закомары на зап. и вост. фасадах, по 4 - на cеверном и южном. Очертания закомар (пониженные килевидные) были восстановлены во время реставрации: кровля XVIII-XIX вв. была 4-скатной, и первоначальные закомары были срублены. Стены собора разбиты лопатками на 3 приблизительно равных прясла. Т. о., число прясел не равно числу закомар: крайние вост. закомары, соответствующие алтарному пространству, расположены частично над вост. пряслами, частично над зрительно вдающимися в пространство храма апсидами. Апсиды имеют одинаковую высоту и разделены 3/4-ными колонками. Под ярусом закомар вокруг всего храма проходит пояс 5-угольных ниш; такой же пояс имеется на апсидах. Входы расположены в средних пряслах с 3 сторон. Они оформлены перспективными порталами, причем в северном вместо капителей вставлены белокаменные блоки с фигурами зверей, похожих на львов. Арочные окна в арочных нишах (частично восстановлены во время реставрации) расположены в 2 света.
Притвор с зап. стороны собора в XVII в. сначала был деревянным, в 1688 г. перестроен из кирпича суздальскими посадскими Иваном Маминым, Андреем Шмаковым и Иваном Грязновым Меньшим. В центре фасада перспективный портал входа, от к-рого между расположенными справа и слева двумя 2-ярусными каскадами ширинок, частично декорированных поливными изразцами и завершающихся справа килевидными, а слева 3-угольными фронтонами, располагается 2 окна с пышными наличниками. Празднично оформленный перспективный наборный портал входа из притвора в храм является одним из лучших образцов декоративного искусства XVI в., хотя нельзя исключить его окончательную доработку в XVII в. В 40-х гг. XIX в. стены притвора были украшены росписью с сюжетами из Жития прп. Евфросинии. В XVIII - нач. XIX в. притвор в виде галереи расширили с сев. и юж. сторон собора.
Придельная церковь во имя прп. Евфросинии построена после канонизации святой в 1576 г., вероятно одновременно с собором в 70-80-х гг. XVI в. Подробного описания церкви не сохранилось, археологические раскопки на ее месте не проводились. В XVII в. церковь была разобрана, и до нач. XVIII в. престол прп. Евфросинии находился в Сретенской ц.
10 сент. 1719 г. каменный придельный храм прп. Евфросинии с юж. стороны Сретенской ц. сгорел, и в 1720 г. на новом месте, с сев. стороны Ризоположенского храма, был построен придел во имя прп. Евфросинии (сохр. до реставрации 60-х гг. XX в., в результате к-рой придел, а также сев. и юж. части притвора были снесены). Этот придел составил продолжение сев. части притвора и завершался у апсиды полукружием с одним окном в алтаре, а другим около клироса. Верх церкви был перекрыт коробовым сводом, покрыт железом и увенчан небольшой луковичной главкой. Трехъярусный иконостас в приделе устроен в 1837 г., иконы написаны в XIX в. В алтаре престол и жертвенник помещались на дубовых столбах, последний антиминс освящен в 1879 г.
Согласно писцовой книге Суздаля 1627-1629 гг., в Е. м. находилась также деревянная «клетцки» теплая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом во имя кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора.
Не позднее 2-й пол. XVII в. вместо Знаменской ц. была построена каменная теплая трапезная церковь в честь Сретения Господня. Судя по миниатюрам рукописного Жития прп. Евфросинии, церковь находилась к юго-востоку от Ризоположенского собора. До пожара 10 сент. 1719 г. к ее юж. стороне примыкала придельная ц. во имя прп. Евфросинии Суздальской, так что «у оной де теплой церкви много свету отняла, потому что со оной де страны не возможно за нею... окон сделать». Придельный храм был возобновлен по благословенной грамоте еп. Суздальского и Юрьевского Варлаама (Леницкого) от 1 июня 1720 г. прихожанином Д. И. Грязновым, но уже на др. месте, «близ старой каменной церкви по левую страну». Согласно офицерской описи 1761 г., крытая тесом Сретенская ц. имела каменную «главу», деревянные входные двери, перед к-рыми была небольшая деревянная паперть (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 498. Л. 1 об.). Впосл. по благословенной грамоте еп. Суздальского и Юрьевского Тихона (Якубовского) от 6 сент. 1773 г. при храме был устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В XVIII в. храм имел 2-ярусный иконостас. Новый иконостас был установлен по контракту от 17 мая 1842 г. московским мещанином Т. С. Воробьёвым.
На месте разобранной в 1879 г. тесной Сретенской ц. по проекту губ. архит. Н. А. Артлебена в 1882 г. был выстроен новый одноименный храм с приделами во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и во имя вмч. Пантелеимона. Храм, возведенный в рус. стиле, имел широкий и протяженный прямоугольный объем с крестообразным завершением, в центре к-рого высился опиравшийся на 4 столба невысокий шатер. Рукава креста были перекрыты 2-скатными кровлями. Храм был расписан в стиле академической живописи художником из с. Боголюбова И. И. Шороховым. Двухъярусный иконостас имел ряд икон, перенесенных из прежней церкви (не ранее нач. XVIII в.); новые были написаны нижегородским купцом иконописцем Д. Салабановым. В приделах также были устроены 2-ярусные иконостасы.
Колокольня Е. м., построенная между 1629 и 1688 гг., ко 2-й пол. XVII в. обветшала и нуждалась в ремонте. Согласно изображению на иконе прп. Евфросинии Суздальской 1700 г., колокольня представляла собой сильно вытянутый вверх 8-гранный столп, по-видимому на низком четверике, завершенный высоким шатром. К 1761 г. на колокольне находилось 10 колоколов, один весом 50 пудов 21 фунт и 9 малых, а также «часы железные боевые». Во время пожара 13 авг. 1769 г. колокольня пострадала, колокола разбились и расплавились. К нач. XIX в. стена колокольни потрескалась. По рапорту игум. Аполлинарии 1803 г. из духовной консистории последовал указ, разрешавший снос старой и строительство новой колокольни. В комиссию по ее строительству вошли архим. Евфимиева мон-ря Мелхиседек, монастырский прот. И. Виноградов и благочинный суздальского Покровского монастыря свящ. М. Троепольский. Старую колокольню разобрали, строительство новой в 1812-1820 гг. проводилось по контрактам: от 13 янв. 1812 г. крестьянином дер. Медынцево Ковровского у. (вотчины Е. П. Плещеевой) Е. Григорьевым; от 3 июня 1814 г. крестьянином казенного с. Ставрова И. Филипповым и от 17 апр. 1816 г. суздальским казенным ведомством бобылями М., Е. и Н. Пономарёвыми из Никольской слободы по проекту губ. архит. Е. Я. Петрова. В результате было возведено 72-метровое 4-ярусное здание, выдержанное в провинциальных формах ампира и увенчанное шпилем. Ярус главных ворот украшен портиками на сдвоенных колоннах, так же оформлен кубический нижний ярус звона. Расположенный между ними аналогичный по форме объем надвратного храма освещается большими итал. окнами; в его декоре есть реминисценции «готического вкуса». Цилиндрический верхний ярус звона перекрыт полусферическим сводом с люкарнами. Шпиль, нижняя часть к-рого оформлена в виде обелиска, стоит на небольшом цилиндрическом фонаре. Фасады сооружения были испорчены в нач. XX в. цементной штукатуркой, отягощающей устремленные ввысь сквозные ярусы, оформленные слабовыступающими портиками с парными колоннами. При реставрации во 2-й пол. XX в. была восстановлена первоначальная 2-цветная окраска: стены желтые, детали белые. В 1843 г. на колокольне было 9 колоколов, в т. ч. большой - 289 пудов 9 фунтов (1829), 100-пудовый, 74-пудовый 17-фунтовый (1770), 19-пудовый 23-фунтовый и 8-пудовый 25-фунтовый. В нач. XX в. было 12 колоколов.
В 1-й четв. XVII в. Е. м. был окружен деревянной оградой, обновленной в 1688 г. Каменные сегмент ограды и св. ворота впервые изображены на иконе прп. Евфросинии Суздальской 1700 г. Очевидно, они были построены во 2-й пол. XVII в. Св. ворота имеют традиц. композицию: четверик с 2 неравными по объему арками для прохода и проезда, завершенными укороченными восьмериками, к-рые перекрыты 8-гранными шатрами с небольшими главками. Фасады ворот декорированы ширинками и поясом с поливными разноцветными изразцами, на каждой из граней шатров их 2 нисходящих ряда, от одного вверху до двух внизу декоративных слухов.
Большая часть сохранившейся кирпичной ограды возведена по контракту от 17 апр. 1816 г. бобылями Никольской слободы братьями Пономарёвыми. После приписки Троицкой ц. к Е. м. в нач. 40-х гг. XIX в. остатки деревянной ограды бывш. мон-ря заменили кирпичной и соединили со стеной Е. м.; внутренняя ограда, разделявшая Ризоположенский мон-рь и Троицкую ц., была ликвидирована после 1871 г. Территория Е. м. увеличилась за счет фруктового сада, огорода и гумна.
К нач. XX в. ограда обители составляла 355 саж., в ней существовали входные, святые, водовозные, въездные ворота и башни. В башне юго-вост. угла стены в нач. XIX в. была устроена часовня. В часовне стоял иконостас с иконами Сретения Господня, Положения ризы Пресв. Богородицы, прп. Евфросинии Суздальской, свт. Николая Чудотворца и свт. Димитрия Ростовского. Все иконы, за исключением последней, происходили из старых иконостасов Сретенской и Ризоположенской церквей.
В 20-х гг. XVII в. в Е. м. было 34 кельи, по ведомости 1730-1741 гг. значится 41 деревянная келья, а также «колодезь обруб, а над ним шатер, деревянные». В 1761 г. в Е. м. находились деревянные игуменская келья «о двух апартаментах», 39 «братских», а также келья сторожа. В пожаре 13 авг. 1769 г. все деревянные кельи сгорели, затем, в XVIII и XIX вв., неоднократно отстраивались.
В 1893 г. при Е. м. была устроена церковноприходская школа для девочек, сначала в келье игумении, затем было выстроено особое здание, вмещавшее свыше 60 учениц. Обитель снабжала школу всеми учебными пособиями и, кроме того, обеспечила капиталом в 2,4 тыс. р., проценты с к-рого шли на текущие расходы.
Последние перед революцией строительные работы проводились после пожара 1901 г. К 1914 г. в мон-ре существовали каменные 2-этажный корпус с общей трапезой, кухней, просфорной пекарней и пристройкой для чтения Псалтири; дом настоятельницы, здание церковноприходской школы, два 2-этажных келейных корпуса, экипажный сарай; деревянные сторожка при выездных воротах, 13 келий, сараи, амбар, скотный двор, конюшни, погреба. Во дворе Е. м. к юго-западу от Ризоположенского собора у 2-этажного келейного здания находился колодец.
Главной святыней Е. м. являлись мощи прп. Евфросинии Суздальской, до кон. XVII в. пребывавшие под спудом в Ризоположенском соборе. В 1698 г. мощи были обретены и положены в деревянную раку в виде гроба, установленную в аркосолии при входе в придельный Евфросиниевский храм. Серебряная рака для мощей была изготовлена в 90-х гг. XVIII в., крышка на раку - в 1867 г., постамент и столярный вызолоченный балдахин над ракой - в 1886 г. на средства московской купчихи А. А. Шишковой. С 2 сторон на раке находились изображения герба г. Чернигова, на клеймах - тексты из Жития преподобной.
Из памятников церковных древностей в Ризоположенском соборе находились запрестольный крест с изображением Распятия и с Тихвинским образом Божией Матери (за жертвенником), 4-ярусный иконостас 1843 г. с колоннами, резьбой и иконами (не ранее 2-й пол. XVIII в.) в серебряных ризах, чтимые Боголюбская икона Божией Матери с небольшим Каменецким образом Божией Матери и образом прп. Евфросинии Суздальской вверху (справа от царских врат), икона прп. Евфросинии Суздальской с деянием (1690); в Евфросиниевском приделе - иконы св. Иоанна Предтечи (XVII в.; «греческого письма»), прп. Сергия Радонежского и прп. Евфросинии (1754). Среди напрестольных Евангелий выделялись по художественным достоинствам Евангелие, обложенное трипом (М., 1682), Евангелие в окладе чеканного серебра (М., 1698), из утвари - серебряные напрестольный крест XVII в., напрестольный крест с мощами и изображениями на белой финифти Бога Саваофа, Божией Матери и ап. Иоанна Богослова (1785), потир (1785), кадила (1603 и 1642), ковшик для теплоты (1642), из шитья - 2 вышитых воздуха XVII в., покровы с изображением прп. Евфросинии, вышитые шелками в XVI-XVII вв. В северной части притвора, в трапезе, находился старинный образ св. Иоанна Предтечи в серебряной ризе. В южном сегменте справа от входа располагалась икона Распятия Господня с предстоящими, написанная в 1680 г. суздальскими (позднее царскими) иконописцами Космой Бабухиным и Алексеем Иониным. Здесь же хранилась 1-я, деревянная рака, в которой с кон. XVII и почти весь XVIII в. находились мощи св. Евфросинии.
В Троицком храме находилась икона Распятия Господня с предстоящими Божией Матерью и ап. Иоанном Богословом (1736), на паперти у входных дверей - икона Страшного Суда (1780). Эти святыни были утрачены при взрыве храма в 1934 г.
В б-ке Е. м. кроме старопечатных книг и текущей церковной лит-ры хранились список Жития прп. Евфросинии, украшенный миниатюрами, и рукописный в кожаном переплете сб. Измарагд (кон. XVII - XVIII в.).
К нач. XX в. ежедневно совершались 2 литургии, а в праздничные дни - 3 или 4 литургии в разных храмах. По пятницам служился акафист прп. Евфросинии. После богослужений произносились поучения. Крестные ходы совершались 2 июля вокруг мон-ря (в день праздника Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне) и 25 сент. (в день памяти прп. Евфросинии). В день праздника Сошествия Св. Духа на апостолов крестный ход проходил от городского собора к Е. м. с участием духовенства приходских церквей Суздаля. С сер. XIX в. ежегодно по случаю праздника 25 сент. в городе устраивалась продолжавшаяся неделю многолюдная Евфросиниевская (Преподобенская) ярмарка. В апр. 1904 и в апр. 1905 гг. в Е. м. пребывала чудотворная Боголюбская икона Божией Матери.
До кон. XVII в. Е. м. был исключительно ружным. К сер. XVII в. каждой старице поступало денег по «полуполтине», хлеба - по 2 четв. с «осминою» ржи и столько же овса в год, попам - по 3 четв. ржи и овса, диакону - по 2 четв. с «осминою», просвирне - 3 четв. исключительно ржи в год. Учитывая, что Е. м. был бесприходным и не имел земельных владений, сестрам и духовенству приходилось «ходить по дворам и кормиться Христовым именем». Указом царя Алексея Михайловича от 27 июля 1652 г. предписывалось выдавать мон-рю новую хлебную ругу по примеру Страстной иконы Божией Матери женского монастыря в Москве: игумении - по 10 четв. ржи и овса, рядовым старицам и попам - по 6 четв., диакону - по 5 четв., оклад просвирни не изменился. Согласно грамоте от 11 июня 1700 г., руга состояла из 244 р. 13 к. и 280 четв. и полутора четвериков хлеба, ежегодно выдаваемых из приказа Большой казны. В 1700 г. Е. м. был лишен ружного жалованья, взамен обители были отданы выморочные земельные владения кн. Семена Романовича Пожарского в Галичском и Суздальском уездах, перешедшие в казну после смерти его и его вдовы кнг. Авдотьи Васильевны. Доходы с этих вотчин были невелики, так что ни в Монастырский приказ, ни в Коллегию экономии не поступало никаких сборов. Поминальных вкладов за XVI-XVII вв. в мон-рь, видимо, было вложено немного. Так, по духовной кн. Д. М. Пожарского полагалось 3 р. «на отпеванье и на столы... к Еуфросинье благоверной» (Завещание кн. Дмитрия Пожарского // ОИ. 2000. № 1. С. 152).
В связи с изъятием земельных владений в 1701-1705 гг. насельницам назначалось денежное и хлебное содержание (каждой, в т. ч. и настоятельнице, по 10 р. и 10 четв. хлеба в год). С 1705 г. по 20-е гг. XVIII в. совокупный доход сестер составлял в год 220 р.; также насельницы получали хлеб с оставленных мон-рю 39 дес. пашни. По ведомости Коллегии экономии 1739-1741 гг. Е. м. получал «по окладам и неокладных денежных, хлебных и прочих доходов... по окладу денег с крестьян оброчных 50 рублей,- с извёстных печей 10 рублей; неокладного хлеба с пашни приплодной ржи и ярового 43 четверти 4 четверика». Мон-рь также владел дер. М. Акашево Алатской дороги Казанского у., с к-рой «денежных и хлебных доходов... за отдалением и за скудостию никогда ничего не збиралось» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 498. Л. 62 об.).
К нач. 60-х гг. XVIII в. насельницам полагалось годовое жалованье: игумении - 12 р., монахиням - по 6 р., белицам «на монастырские порции» - 3 р.; всего мон-рь получал 164 р. в год. Священникам и диакону выплачивалось по 6 р., пономарям - по 3 р.; всего 48 р.
После секуляризации монастырских владений и учреждения штатов в 1764 г. жалованье второклассного мон-ря было невелико. Согласно указу Суздальской консистории от 28 дек. 1765 г., в год обители выплачивалось 475 р. 80 к.: игумении - 60 р., казначее - 20 р., рядовым монахиням - по 12 р., священникам - по 20 р., диакону - 15 р., церковникам - по 10 р., пономарям - по 6 р., служителям - по 13 р. 25 к. Вскоре эта сумма была увеличена: указом от 25 нояб. 1768 г. на ремонт мон-ря было велено отпускать дополнительно 20 р. 85 к., на уплату оброка и подушных за служителей - 2 р., т. о., казна отпускала всего на содержание обители 498 р. 65 к. в год.
По указу имп. Павла I в 1797 г. Е. м. получил ряд угодий из земельных владений, конфискованных у Суздальского архиерейского дома, 25 дес. пахотной земли близ дер. Шипова Слободка и рыбные ловли в пруду у с. Мордыш; в 1799 г. были пожалованы сенные покосы (5 дес.) и мельница близ с. Михайлова Сторона на р. Каменке.
Ко 2-й пол. XIX в. кроме скудного штатного жалованья Е. м. пользовался процентами с капитала в 19 320 р., к-рые обеспечивали повседневные нужды обители. Сестры сами добывали себе средства, часто нанимались на поденную работу на огородах горожан. В Е. м. не было ни общей трапезы, ни рукодельных мастерских.
В кон. XIX - нач. XX в. Е. м. владел 25 дес. пахотной земли при дер. Шипово Юрьевского у., к-рую арендовали местные крестьяне; 5 дес. сенокосной земли при с. Гнездилове Суздальского у.; 1166,5 кв. саж. огородной земли с зап. стороны монастырской ограды; 2178 кв. саж. огородной земли в Суздале, пожертвованной купеческой вдовой А. Р. Белиной; 1742 кв. саж. огородной земли в Суздале, пожертвованной вдовой титулярного советника Л. М. Соболевой; огородной землей на Похвалынской ул. Суздаля, пожертвованной купцом М. И. Фирсовым; 200 кв. саж. огородной усадебной земли в Суздале, отведенной под постройку дома диакону Е. м.; 35 дес. сенокосной земли в отхожей пустоши Берёзовка Владимирского у.- дар владимирского мещанина А. А. Лотова в 1885 г.; 145 дес. лесной дачи в отхожей пустоши Чернолесье Суздальского у., пожертвованной крестьянином А. А. Афоновым. В 1887 г. обители было высочайше пожаловано 57 дес. 1520 кв. саж. леса при Золотниковской пуст. Суздальского у. За монастырем оставались водяная мельница на р. Каменке у с. Михайлова Сторона и пруд у с. Мордыш в Суздальском у.
На 1914 г. денежный капитал Е. м. в процентных бумагах составлял 215 774 р. (доля причта - 48 865 р.). Ежегодно на содержание штата монастырь получал из казны жалованье: настоятельнице с сестрами -140 р. 12 к., священнослужителям - 42 р. 86 к., на просфоры - 11 р. 40 к., на ремонт монастыря и ризницы - 60 р., «на вознаграждение монастыря» - 149 р. 22 к.
После издания декрета об отделении Церкви от гос-ва в 1918 г. Е. м. лишился части хозяйственного имущества. 11 февр. 1919 г. комиссия Суздальского исполкома в присутствии свящ. Е. м. Сергия Виноградова, насельниц обители благочинной мон. Таисии (Белиной), мон. Мариамны (Гурьяновой) и др. произвела осмотр раки с мощами прп. Евфросинии. Согласно отчету, мощи были завернуты «в черную мантию и схиму, обвязаны черной шелковой лентой, концы которой опечатаны сургучной печатью». После осмотра рака была закрыта и заперта на ключ. Согласно описи имущества от 19 июля 1919 г., серебряная рака преподобной находилась в придельной Евфросиниевской ц. (ГА Владимирской обл. Ф. Р-366. Оп. 1. № 85. Л. 8 об.). В ведомости монастыря 1920 г. сообщалось, что «церковная утварь и ризница имеются в достатке и благолепии и состоят в целости» (ГВСМЗ. Сузд. филиал. Ф. Ризоположенского монастыря. Оп. 1. № 860. Л. 14). По-прежнему в храме после литургии совершались молебны с акафистом прп. Евфросинии. Крестные ходы происходили 2 июля, в день храмового праздника - 25 сент., в день памяти преподобной, и в день Св. Духа.
К 1920 г. в Е. м. проживали настоятельница игум. Серафима, 17 монашествующих сестер и 66 послушниц. Большую часть зданий (каменные 2-этажный корпус с пристройкой для чтения Псалтири, дом настоятельницы, здание церковноприходской школы, два 2-этажных келейных корпуса, хозяйственные службы) занимали «советские учреждения и квартиры советских служащих». Сестрам были оставлены 6 келий, скотный двор и 2 погреба. У мон-ря конфисковали все земельные владения, кроме огородов (1742 кв. саж.) в Суздале.
В 1922 г. проходило изъятие церковных ценностей, к 10 мая у Е. м. было конфисковано 10 пудов 30 фунтов 25 золотников и 12 долей серебра. В протоколе от 21 апр. 1922 г., составленном особой комиссией, среди прочего значится рака весом 3 пуда 27 фунтов (ГА Владимирской обл. Ф. Р-357. Оп. 2. № 177. Л. 99, 100; Ф. Р-366. Оп. 1. № 192. Л. 41 об.). Т. о., именно весной 1922 г. мощи прп. Евфросинии поступили в Суздальский музей, а рака - в суздальский уездный финотдел. До нач. 40-х гг. XX в. мощи были выставлены в размещавшемся в бывш. Богородице-Рождественском соборе антирелиг. отделе музея. Афиша музея 1930 г. оповещала: «После реставрации открыт бывший собор - антирелигиозный отдел, показывающий классовую сущность религии на экспозиции, мощи, иконы и др. предметы, разоблачающие реакционное учение Церкви» (Аксенова. 2002. С. 67). Сохранился текст глумливых пояснений, выставленных в экспозиции. Впосл. мощи хранились в фондах музея, а 16 нояб. 1988 г. были переданы приходу суздальской ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены.
8 февр. 1923 г. Е. м. был закрыт, в мае 1924 г. хозяйственные и жилые постройки переданы в распоряжение ОГПУ, в них разместились сотрудники (и их семьи) особого дивизиона по охране концлагеря, находившегося в Евфимиевом суздальском мон-ре.
Ризоположенский собор до сер. авг. 1928 г. был в распоряжении Суздальского музея, затем по указанию Главнауки Народного комиссариата просвещения в здании храма был устроен политизолятор ОГПУ. Главный иконостас разобрали и перевезли на склад Суздальского музея в Троицкую ц., паникадило и придельные иконостасы оставались в храме. Одновременно территория монастыря была переименована в Военный городок, а после ликвидации политического изолятора в кон. 30-х гг. XX в.- в Коммунальный городок.
В 1929 г., несмотря на возражения представителей Главнауки, в Ризоположенском соборе была устроена электростанция, просуществовавшая до 1959 г. Вскоре после установки оборудования электростанции на барабанах соборных глав появились трещины, храм был частично разобран. Церковь была реставрирована только в 1969 г. (автор проекта Гусева): восстановлены уничтоженные в 20-х гг. XX в. трехглавие и шлемовидные купола. В 70-х - нач. 90-х гг. XX в. в Ризоположенском соборе размещался склад.
Сретенская ц. 17 июля 1920 г. была передана в «бесплатное и постоянное пользование» правосл. общине (188 чел., в т. ч. 84 монахини). Несмотря на ходатайство верующих, в т. ч. в Наркомат юстиции РСФСР, постановлением Суздальского уездно-городского исполкома от 29 янв. 1921 г. в храме предполагалось устроить городской театр. К нач. 1929 г. здесь размещался клуб дивизиона войск ОГПУ. В 1935 г. вост. часть храма была разобрана и соединена с оградой мон-ря. Позднее в Сретенской ц. разместился кинотеатр, сгоревший летом 2001 г. К 2008 г. храм находится в руинированном состоянии.
С 1923 г. в Троицкой ц. устроен склад музейного имущества, с 1929 г.- склад для хлебозаготовок суздальского городского продовольственного отдела. В 1934 г. храм вместе с иконостасом и др. утварью был взорван.
В 1931 г. с Преподобенской колокольни Е. м. были сброшены все колокола. С 1967 г. она использовалась как смотровая площадка для туристов. После реставрации 1988 г. доступ туристов был прекращен. К 2008 г. колокольня состоит в ведении городского Управления связи. В помещениях при шатровых св. воротах находились крольчатник (до 1937) и склад горючего. С 60-х гг. началась частичная реставрация стен, восстановлены св. ворота Е. м. (автор проекта Варганов), св. ворота бывш. Троицкого мон-ря (автор проекта Гусева). С янв. 1989 г. помещения Е. м. занимали художественно-реставрационное уч-ще и Центр детского туризма.
С 1993 г. на строения Е. м. претендовали деятели т. н. Российской православной свободной церкви. В 1999 г. решением Мин-ва культуры РФ Ризоположенский собор и трапезная палата обители были переданы Владимирской епархии РПЦ. 8 окт. 1999 г. в соборе была совершена 1-я после закрытия Божественная литургия. Решением Свящ. Синода РПЦ от 7 марта 2000 г. Е. м. был открыт, настоятельницей утверждена мон. Екатерина (Иванова). Во время возрождения в обители проживали 4 насельницы, к кон. 2007 г.- 12. Сестры занимают бывш. трапезную мон-ря. Ведется восстановление интерьера собора, в котором в 2007 г. установлен 2-ярусный иконостас. На территории монастыря продолжают находиться Центр детского туризма, гостиница «Ризоположенская», Суздальская орг-ция Всероссийского общества автолюбителей, спортзал и городской детско-юношеский клуб физической подготовки, общежитие, жилые дома. В кон. 2007 г. готовилась документация о передаче монастырю стен и колокольни, а также о восстановлении и передаче обители Сретенского храма.
В окт. 2007 г. прошло празднование 800-летия основания Е. м., состоялась научная конференция, организованная Владимиро-Суздальской епархией и ГВСМЗ. В Ризоположенской ц. установлена рака с частицей мощей прп. Евфросинии, переданной в мон-рь архиеп. Владимирским Евлогием (Смирновым). Впервые после возрождения Е. м. на торговой площади Суздаля проводилась Евфросиниевская ярмарка.